Живые уроки Иисуса

Программа детского лагерного собрания

(длительность лагерной встречи до 10 дней)

Программа рассчитана на детей 8-12 лет. Проводится как тематические дни. Посвящается исследованию притч Иисуса Христа. Каждый день можно посвятить одной из притч и разрабатывать программу дня, имея в виду уроки, освещенные в книге «Наглядные уроки Христа».

День первый. Притча о сеятеле.

«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»

От Матфея 13:1-9

1. Во время утреннего богослужения перед детьми должно быть поставлено зерно в коробочке или решете. Проповедь могут помогать проводить дети, зачитывая тексты из Библии о посеянном зерне в разные виды почв. Тема для размышления: притча о сеятеле, пять видов почв.

2. Задание до обеда:

  • Разделить детей на пять групп и поручить разработать сценарий для представления своего вида почвы. Сценка должна отражать жизнь людей сегодня.
  • Обсуждение ситуаций на тему «почвы» в жизни детей.

3. После обеда каждая группа представляет свой сценарий. Объясняет, почему был избран именно этот сюжет и как все это относится сегодня к нам.

4. После каждой группы могут быть пение или занимательные вопросы на тему сценки.

День второй. Потерянная овца. Потерянная драхма.

«Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.»

От Луки 15:3-10

1. Утром перед богослужением всем объявляют о потере одного из присутствующих в лагере. Общий переполох. Всем дано руководство к действию. Ищут 5 минут, но не находят. Собираются на богослужение. Тема – «Потерянная овца». Общие мысли: Кто есть потерянная овца? Почему она потерялась? Где ее искать? Можно попробовать отыскать потерявшегося в лагере. Он может находиться в определенном месте (например, на дереве). Тот, кто найдет «потерянную овцу», получает приз – яблоко или значок.

2. После завтрака спланировать поход в ближайший населенный пункт для продажи или раздачи журналов или книг. Знакомство с жителями. Длительность похода 1час 30 мин.

3. После обеда обсуждение в группах результатов похода и знакомств. Вопросы для обсуждений: Легко ли было знакомиться? Ответили ли на вопросы, которые задавали люди? Как они относятся к нашей литературе? Кого мы знаем, как потерянную овцу? Составьте список таких людей и помолитесь о них.

4. Вечером каждая группа может представить свой метод поиска заблудших овец и методы детской евангелизации. Попробуйте научить их пользоваться игрой «Выбираю жизнь». Пусть проведут 45 минут за этой игрой в группах по 4 человека. У каждой группы должен быть ведущий из лидеров или руководителей. В следующем миссионерском походе старшие из них могут быть ведущими в группах профилактических занятий с неверующими.

День третий. Блудный сын.

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.»

От Луки 15:11-21

1. На утреннем богослужении можно провести библейский текст притчи в сценке, заранее подготовленной детьми или взрослыми. В центре внимания может быть большое сердце, представляющее безграничную Божью любовь.

2. После богослужения можно собраться в маленькие группы и обсудить вопросы:

  • Кого представляет ОТЕЦ в притче о блудном сыне?
  • Почему ничего не упоминается о матери?
  • Почему сын решил уйти?
  • Почему у него вдали от дома появилось столько друзей?
  • Почему младший сын оказался в обществе свиней?

3. Представить ситуации, которые сегодня могут отражать идею притчи. Для этого можно нарисовать картины, поставить сценки, спеть песню или рассказать стих.

4.  Вечерняя встреча. Разделить всех на группы по желанию: группа под названием «Отец», вторая под названием «Младший сын», третья – «Старший сын», четвертая – «Друзья». Каждой группе дается задание написать письмо своему соседу, т. е. «отец» пишет письмо «младшему сыну», «младший сын» – «друзьям», «Друзья» – «старшему сыну», «старший сын» – «отцу». Можно и в другом порядке. Для написания писем отводится время – 20 минут. Каждая группа читает полученное письмо.

Четвертый день. Добрый самарянин.

«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.»

От Луки 10:30-37

1. Утреннее богослужение проводится под лозунгом: «Сделай добро». Исследуется притча о добром самарянине. Символы доброты на виду у всех: бинт, стакан воды, яблоко, кусочек хлеба. Проведите игру «Добрый ангел». Составьте список всех присутствующих и напишите их имена на маленьких кусочках бумаги. Пусть каждый возьмет бумажку с именем того человека, которому в течение дня незаметно сделает какое-либо доброе дело или приятный сюрприз.

2. Задание для выполнения в группах: каждая группа обсуждает, где они могут оказать свою помощь в пределах лагеря. Дается один час для выполнения этого дела.

3. Вы можете заранее подготовить поход в ближайший населенный пункт. Договоритесь с местной больницей или просто с какой-либо старушкой о том, что ей могут оказать посильную помощь. Если есть больница, приведите детей туда и попробуйте устроить маленький концерт или помогите больным, которые лежат. Пусть дети почувствуют, что они могут быть «добрыми самарянами» и люди будут благодарить их за доброе сердце. Если есть поблизости дом для престарелых, влияние будет еще лучше.

4. Вечером проведите итоги игры «Добрый Ангел». Пусть поделятся тем, какие получили сюрпризы от своих «добрых ангелов».

Пятый день. Притча о талантах.

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

От Матфея 25:13-30

1. Символом этого утреннего богослужения может быть большой вопросительный знак и рядом такой же восклицательный знак. Проповедь на тему о талантах, которые Хозяин дал своим слугам. Как они использовали доверенные деньги и как за это потом отвечали?

2. Сам проповедующий после проповеди пусть наденет специальную одежду «Хозяина» и раздаст всем группам «таланты». Это могут быть:

  • Стихи, на которые нужно написать песню;
  • Карандаши и лист бумаги, чтобы нарисовать картину всей группой;
  • Пластилин для лепки какого-либо сюжета;
  • Бумагу, клей, краски, чтобы сделать макет чего-либо;
  • Набор кастрюль, ложек, крышек, расчесок и других «музыкальных инструментов», чтобы к вечеру создать оркестр.

3. Вечером представить все свои таланты и достижения. Проведите некоторые занятия по книге «Мы сотрудничаем с Богом», урок № 5.

4. Сделайте опрос, чем бы дети хотели заняться в своей жизни, помечтайте вместе с ними. Подведите итог дня молитвой о всех наших одаренных детях.

Шестой день. Притча о богаче.

«При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.»

От Луки 12:15-21

1. Прочитайте и поясните притчу о богаче, который сломал житницы и хотел построить новые. Покажите эту притчу в новом видении – человек, который занялся торговлей на базаре и уже приобрел много вещей. Представьте этого человека в виде частника на базаре, который имеет киоск с «товаром». Киоск – это второй человек. Продавец все увеличивает оборот товаров, все навешивает новые вещи и все ему мало. Вдруг приходят представители «теневого бизнеса», уносят все вещи и забирают деньги. Покажите бесконечность увлечения богатством. Где мера? Как остановиться?

2. До обеда дайте детям возможность размышлять в группах о том, что сегодня является действительно ценным. Пусть найдут подтверждение в Библии, сделают список ценностей, которые они хотели бы иметь в своем характере. Каждая группа пусть приготовит песню или стих об одной из ценностей, которые имеются в их списке.

3. На вечерней встрече каждая группа представит свои выводы. Проведите собеседование отдельно с девочками и с мальчиками (можно и в совместных группах) по темам «добрачного консультирования» и о том, что сегодня люди считают ценным для себя и почему предполагаемые ценности не приводят к хорошим результатам. Темы для бесед:

  • Внешняя красота
  • Образование
  • Здоровое, сильное тело
  • Богатство
  • Верность в дружбе
  • Что происходит с моим телом и т. д.

Седьмой день. Драгоценная жемчужина.

 «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.»

От Матфея 13:45-46

1. Поставьте коробочку с блестящим камнем, как символ того, о чем говорится в притче, рядом повесьте портрет Иисуса. Исследуйте притчу о жемчужине. К концу проповеди объявите о том, что на территории лагеря находится «жемчужина», но она спрятана (зарыта) и ее необходимо найти. Это может быть книга Духа Пророчества или вещь, представляющая ценность для ребенка. В течение дня каждая группа будет искать свою «Жемчужину».

2. Дневные собеседования в группах назовем «Беседы об Иисусе». Для обсуждения поставьте вопросы:

  • Почему Иисус представлен Жемчужиной?
  • Что в Его характере есть для меня драгоценного?
  • Найдите тексты Писания, свидетельствующие о чертах характера Иисуса.
  • Каждая группа может сделать небольшую сценку о том, как люди ищут жемчужину. Тематика может быть из жизни сегодня или из Библии.

3. После обсуждений в группах идите искать с детьми «зарытую жемчужину». Можно приготовить несколько маршрутов, чтобы каждая группа шла своей дорогой. Заройте несколько вещей, пусть каждая группа найдет свою вещь. Чтобы взять ее себе как собственность группы (например, торт или печенье), группа должна выкупить «жемчужину». Приготовив на вечернюю встречу и исполнив пение, стихи, сценки, музыкальные номера, они смогут взять найденные с руководителем предметы.

4. Вечерняя встреча будет посвящена выкупу «жемчужин» и обсуждению темы притчи. Обратите внимание детей на то, как характер Христа может стать их характером.

Восьмой день. Званный пир.

«Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.»

От Луки 14:16-24

1. Этот день можно провозгласить «Днем званного пира». Как символ темы поставьте небольшой стол, накройте его скатертью и сервируйте, как для ужина с гостями. На столе могут быть поставлены свечи, цветы и т. д. Исследуйте притчу о званном пире и вспомните, что было особенного в этом пире. Обратите внимание детей на то, что все должны были придти на пир в особенной одежде, а также на те причины, по которым приглашенные отказались идти на пир.

2. До обеда разделите ребят на группы и поручите каждой группе написать приглашение на пир для другой группы и для гостей. Главное, чтобы все получили личное приглашение на «пир». Пусть приготовят маленькую программу для вечернего «пира». Если есть возможность, пригласите на вечер соседей, родителей или жителей окружающих поселков. Можно приготовить небольшое угощение для них.

3. Весь день занят подготовкой к вечернему собранию. Украсьте место проведения встречи, насколько это возможно. Каждая группа готовит и разносит по своим территориям приглашения на торжество.

4. После проведенной встречи сделайте выводы по прошедшей программе. Сколько пришло людей по приглашениям? Почему многие не пришли? Какие оправдания были высказаны еще при получении? Что сегодня означает каждое из тех отказов, которые упомянуты в Библии? Кем являемся мы: те, кто принял приглашение и пришел на пир или мы – это те, кто принял и не пришел? Что значит одинаковая одежда на пире? Порассуждайте над этими вопросами и сделайте определенные выводы вместе с детьми.

День девятый. Притча о десяти девушках.

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.»

От Матфея 25:1-13

  1. Символом для этой темы может быть картина второго пришествия Христа с Ангелами. Начните утреннее богослужение с рассказа о событии, упомянутом Иисусом Христом в притче. Прекрасно об этом описывает Елена Уайт в книге «Наглядные уроки Христа». Во время короткой проповеди необходимо подчеркнуть цель этой притчи: наше духовное состояние перед пришествием Христа.
  2. Объявите о подготовке к вечерней встрече. В течение всего дня дети должны найти какие-либо признаки скорого пришествия Христа вокруг себя, в лесу, в природе, среди своих вещей. Каждая группа пусть приготовит песню о пришествии Христа или стих.
  3. От каждой группы дети могут сказать короткую проповедь ( 3 минуты) на тему о втором пришествии Христа. В основе такого выступления должен быть Библейский стих.
  4. Вечером, когда все соберутся вокруг костра, проведите совместное богослужение со всеми группами, а в конце поставьте сценку о «Десяти девах» при зажженных светильниках, в белых одеждах, чтобы все выглядело правдоподобно, как описывает Е. Уайт в книге. После всего следует обсудить основные вопросы:
  • Как я буду встречать Христа?
  • Есть ли у меня светильник?
  • Сколько у меня масла?
  • Где его можно сегодня добавить?
  • Почему девушки названы «разумными» и «неразумными»?

Десятый день. Заключительные встречи.

  1. Утреннее богослужение посвятите той теме, в которой особенно нуждаются ваши дети. Пусть это будет напутствие на последующие дни жизни. Можно приготовить специальные открыточки со стихами из Библии для всех детей и раздать им на память о лагерном собрании.
  2. Во время работы в группах до обеда помогите детям вспомнить те притчи, которым вы посвящали дни ваших встреч. Что особенно запомнилось? Почему?

Если у вас появилась необходимость поменять притчу на какую-либо другую, вы можете это сделать. Если вы проводите лагерное короче предложенного, то используйте столько программ, сколько дней вы проводите с детьми на лагерном. Не используйте обязательно весь материал.

Пусть Господь благословит вас при использовании этой программы, чтобы наши дети любили и знали Библию, исследовали ее и были верными христианами.

%d