«Заклинаю вас, девушки иерусалимские, если встретится вам мой желанный, вот что ему скажите: я любовным недугом больна» (Песн. 5:8).
Я записался на курс по сексологии, который проводился в одном университете. Участие принимали специалисты по сексологии и те, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с проблемами сексуальности. На таких мероприятиях обычно совершенно открыто обсуждается то, о чем в обыденных разговорах говорят шепотом и со смешками.
Занятия длились шесть месяцев, мы выполняли интересные задания, обсуждали различные табу. Несмотря на то, что у слушателей курса были неодинаковые моральные убеждения, все проявляли уважение и деликатность по отношению друг к другу.
В один из дней женщинам предложили выбрать десять представительниц, чтобы перед остальной аудиторией обсудить тему «Что знают мужчины о женской сексуальности». При этом мужчины должны были хранить молчание. На следующий день нам предстояло в ответном обсуждении опровергнуть сказанное или согласиться с ними.
Сначала женщины высказывались осторожно, но понемногу, направляемые руководившим обсуждением психологом, они стали высказываться откровеннее. В группе были специалисты из разных областей, так что обсуждение получилось очень живым.
Группа пришла к взаимному согласию. Женщины полагали, что мужчины в целом совершенно дезориентированы относительно представлений женщин о сексе, об их сексуальных желаниях и нуждах. Мы, присутствовавшие мужчины, улыбались и порой хохотали над некоторыми выступлениями, но по большей части чувствовали себя неловко. О нас говорили без обиняков и с беспощадной честностью.
На следующий день участие уже не было добровольным. Специалист, руководящий занятием, выбрал наугад десять мужчин из списка слушателей и спросил в лоб, правы ли были женщины или ошибались.
Все переглянулись, и один смельчак высказал то, что думали все: «Мы думали, что знаем много, но вчера нам доказали, что мы совершенно не в курсе некоторых сторон женской сексуальности».
Когда он закончил фразу, женщины зааплодировали, а мужчины смущенно поглядывали на них. Вопрос: если такое происходит со специалистами, которые профессионально изучают темы сексуальности, то что же говорить о «простых смертных»?
Бог наделил нас сексуальностью, но ответственность за то, чтобы учиться ею пользоваться, лежит на нас. Никто не рождается мудрецом и умельцем, особенно в этой сфере, учиться приходится всем, так что невежество — не оправдание.
Понимаете ли вы, насколько важно учиться, исследовать, читать, анализировать, обсуждать?