«Он привел меня пировать в свой чертог, надо мною знамя его — любовь» (Песн. 2:4).
Все наши действия основываются на наших представлениях о жизни. Можно сказать иначе: любое действие прежде было словом, мыслью.
Для описания сексуальных отношений придумано множество выражений. Есть сравнения поэтические, есть пошлые и непристойные, есть слова, которые наполняют радостью, есть те, что вызывают отвращение.
Когда речь идет о сексуальных отношениях в браке, употребляется много метафор. Возможно, так происходит из-за того, что эта тема — табу, и люди опасаются выражаться прямо и ясно, предпочитая пользоваться иносказаниями. Похоже, что говорить о сексуальности свободно и без околичностей не свойственно обществу, которое постоянно подавляло в себе самом эту область человеческой жизни. В церковной среде дело обстоит не лучше и даже, наоборот, ограничений еще больше.
На одном университетском семинаре по супружеским отношениям, где я присутствовал, специалист, проводивший его, предложил такое упражнение — записать все слова, которыми в разговорной речи обозначают половые органы, как женские, так и мужские. Краснея и посмеиваясь, группа преподавателей, психологов и врачей составила список из почти двухсот пунктов. Так я узнал, насколько обширен словарный запас по этой теме. Некоторые выражения были мне вовсе незнакомы, я даже не подозревал, что пенис можно назвать столькими словами. Это было просто лингвистическим открытием.
Я заметил, что часть выражений, используемых людьми для обозначения мужского полового органа, взяты из военного лексикона. Например, его называют пистолетом, пушкой, мечом, стрелой, ружьем, палкой, колом и т. д. Стоит ли удивляться, что эти метафоры влияют на то, как строится сексуальность в браке.
Если я полагаю, что мой половой орган — оружие, то отношения превращаются в сражение, в борьбу за то, чтобы что-то доказать, одержать победу. Но сексуальность, предусмотренная Богом, далека от таких представлений. Это отношения, строящиеся на нежных объятиях, ласковом поцелуе, понимании и принятии. Надо менять метафоры, чтобы изменить наше отношение к идеалу любви. Мне нравится метафора, придуманная сексологом Бо Кулсаетом, который вынес ее в заглавие своей книги: «Кисть любви». Кисть заставляет нас вспомнить о творчестве, мягкости, нежности — о том, в чем и должна проявляться здоровая и благословенная Богом сексуальность.
Какие метафоры вы используете, говоря или думая о супружеской близости? Способствуют ли они расцвету благословенной сексуальности?